Все статьи
Подписаться

Маршрутизация в логистике: контроль затрат на последней миле

Алексей Макеев,
генеральный директор Veeroute

Доставка — один из самых затратных этапов цепочки поставок, особенно когда дело касается последней мили. До 50% всех логистических расходов приходится именно на неё.

Почему? Всё просто: именно здесь компании сталкиваются с максимальной неопределённостью и большим числом переменных (о них — дальше).

При этом требования клиентов к скорости и точности остаются высокими, а вот ресурсы — машины, курьеры, сроки планирования — часто ограничены.

 

 

Если маршруты не адаптируются к изменяющимся условиям, это сразу отражается на финансовых показателях.

 

 

 

В итоге бизнес оказывается в непростой ситуации: бюджеты стоят на месте или растут минимально, а доставку надо как-то оптимизировать — сокращать издержки, улучшать маршруты и повышать точность работы.

Многие компании упираются в потолок — хочется и сервис удержать на уровне, и в финансовые рамки уложиться, но как это сделать при текущих расходах на логистику?

Добавим сюда возможный рост объёмов заказов и необходимость учитывать пробки, изменения в заявках, временные окна клиентов. Ручное планирование перестаёт справляться: ошибки накапливаются, приводят к задержкам, перерасходу топлива и снижению качества сервиса.

А это уже напрямую отражается на финансовых показателях: выручка снижается из-за недовольства клиентов, возникают дополнительные затраты на устранение последствий и так далее.

В таких условиях маршрутизация становится решением, которое помогает сделать доставку на последней миле более управляемой и гибкой.

Рассмотрим подробнее 3 ключевые бизнес-задачи, которые она помогает решить.

№1. Оптимизация затрат на последней миле

Затраты на доставку последней мили растут пропорционально объёмам заказов. На практике это означает, что увеличение продаж не всегда приводит к увеличению прибыли: ошибки в планировании маршрутов «съедают» выручку через пустые пробеги, простой машин и неравномерную загрузку курьеров.

Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно взглянуть на ежедневную операционную реальность.

Логист, который вручную рассчитывает маршруты, работает с ограниченным набором данных: количеством заказов, их местоположением и временем доставки. Остальное — дорожная ситуация, габариты грузов, совместимость позиций в заказах — часто остаётся за рамками.

Все переменные невозможно учесть, и в результате:

  • один водитель перегружен, другой вынужден простаивать;
  • машины выезжают с неполной загрузкой;
  • неподходящие маршруты увеличивают расход топлива и время в пути.

Автоматическая маршрутизация решает эту задачу не за счёт «идеального планирования», а за счёт того, что она начинает учитывать все факторы сразу.

Это и есть ключевое отличие: если логист «выкручивается» с помощью ручного управления, то алгоритм изначально строит маршруты с учётом заданных факторов и выстраивает приоритеты (например, на экономию ресурсов).

Пример интерфейса сервиса маршрутизации: данные по каждому инструменту доступны в удобном формате. Источник: Veeroute

Как это работает

Так было в «Еаптеке» — одной из крупнейших интернет-аптек России.

В 2020 году оборот компании вырос почти вдвое, и привычные подходы к доставке перестали работать. Ассортимент из 50 000 позиций требовал учёта условий перевозки, а штат курьеров с разными графиками и тарифами становился трудноуправляемым.

Внедрение автоматической маршрутизации помогло:

  • сократить расходы на логистику на 10–15% за счёт равномерного распределения заказов и оптимизации маршрутов;
  • увеличить загрузку курьеров на 18%: вместо 27 заказов в день они выполняли по 32, используя прежние ресурсы и время;
  • вдвое уменьшить время на планирование: с 20–30 минут до 10–15 минут, даже при высоких нагрузках.

Оптимизация маршрутов не просто «снизила издержки» — она позволила компании удержать контроль над логистикой в момент роста, когда ошибки могли стоить очень дорого.

№2. Поддержание высокого уровня сервиса

Рост сектора e-commerce создал парадоксальную ситуацию в логистике последней мили: чем точнее временные слоты доставки, тем ниже эффективность использования транспорта.

Сужение окна доставки с трех часов до одного может снизить количество заказов на машину до 40%. При этом покупатели требуют не просто точного времени — они хотят отслеживать статус заказа онлайн, общаться с курьером и иметь возможность изменить время доставки в последний момент.

Проблема технически сложна: каждое изменение в маршруте влияет на всю цепочку доставок.

Когда клиент отменяет заказ или меняет время доставки, все последующие временные слоты потенциально сдвигаются – логисту приходится или оставлять избыточные промежутки между доставками, или рисковать опозданиями.

Цена подобных рисков — потеря клиентской лояльности и снижение количества повторных заказов — становится ощутимой даже при незначительных, на первый взгляд, сбоях в процессе доставки.

Автоматическая маршрутизация решает этот конфликт между точностью доставки и эффективностью за счёт динамической адаптации маршрутов.

При изменениях система пересчитывает всю цепочку с учетом дорожной ситуации, времени на парковку и исторических данных о доставках в конкретных районах.

В отличие от человека, который планирует маршруты «с запасом», алгоритм точно оценивает вероятность опоздания и делает маршруты более плотными там, где риск низкий, оставляя буфер только там, где он действительно нужен.

Пример автоматической маршрутизации и оптимизации доставки. Источник: Veeroute

Как это работает:

Интернет-гипермаркет «Онлайн Трейд» столкнулся с этой проблемой в 2020 году. На пике роста ежедневное количество заказов в московском регионе увеличилось почти втрое — с 300 до 1000 в день.

Работать «на пределе» стало невозможно: привычная логика планирования не выдерживала ни изменяющихся условий, ни объёмов. Логисты не успевали перераспределять маршруты, а доставка в районах с ограниченной парковкой стала ещё одной нерешаемой задачей.

Маршрутизация помогла перестроить процесс. Алгоритм смог одновременно учесть ряд факторов: динамику заказов, ограничения на точках, доступность курьеров и изменения по ходу маршрута.

 

 

Без дополнительных курьеров и машин загрузка транспорта выросла на 20% — компания справилась с ростом заказов без увеличения затрат.

 

 

 

Это позволило «Онлайн Трейд» сделать доставку управляемой при тех же ресурсах:

  • минимальное окно доставки сократилось с 1,5 часов до 30 минут — клиенты получили выбор времени даже в условиях высокой загрузки;
  • время на планирование снизилось до 20 минут, и маршруты корректировались оперативно при каждом изменении;
  • загрузка машин увеличилась на 20%, что позволило справляться с объёмами без привлечения дополнительных курьеров и машин.

По сути, маршрутизация взяла на себя задачи, которые раньше решались вручную, но с потерями времени и денег.

В ситуации, когда «добавить ресурсы» невозможно, это один из немногих способов поддерживать предсказуемый уровень сервиса и не терять клиентов.

№3. Управление ресурсами при дефиците кадров

Дефицит кадров — это не временное явление, а новая реальность. Рынок труда остаётся ограниченным, зарплатные ожидания растут, и бизнесу приходится решать задачи в условиях жёстко ограниченных ресурсов.

Здесь маршрутизация становится не просто инструментом, а частью стратегии.

 

 

Представьте: логист, который вручную тратил час на планирование 10 доставок, с системой маршрутизации за то же время обрабатывает 50.

 

 

 

Как?

Алгоритмы анализируют пробки, окна доставки, расположение точек и даже ограничения по грузу. Работа перестаёт зависеть от человеческой внимательности и становится управляемым процессом.

Роль логиста меняется: теперь он контролирует систему. Точность его работы повышается, компания снижает риск ошибок, вызванных человеческим фактором, а значит и потенциальные убытки.

Это влияет и на курьеров. 

Вместо маршрутов с точками в разных концах города (куда нужно успеть в час пик), они получают последовательные задания с учётом реальной дорожной обстановки. Курьеры больше не простаивают в ожидании следующего заказа, не совершают марш-броски ради одной доставки.

 

 

Когда маршрут понятен, смена предсказуема и работа удобна, мотивация растёт, а риск саботажа и текучки персонала снижается.

 

 

 

Бизнес, в свою очередь, может перераспределять ресурсы. Например, находить возможность для повышения зарплат без увеличения затрат. Маршрутизацию можно настроить и с таким приоритетом.

Инструмент дает возможность сохранять устойчивость, справляться с растущими объёмами работы и поддерживать высокий уровень сервиса, даже если кадровые ресурсы ограничены. Это тот самый случай, когда технологии улучшают жизнь всем.

Как это работает:

Компания «ВсеИнструменты.ру» столкнулась с ситуацией, когда объём заказов в московском регионе за два года вырос с 500 до 5000 в день.

При ограниченных кадровых ресурсах ручное планирование стало проблемным местом: составление маршрутов для отложенной доставки занимало 5–5,5 часов в день, срочные заказы требовали 30–45 минут на перерасчёт, что создавало высокую нагрузку на логистов.

А вот что стало с процессом после того, как мы завершили проект:

  • время на планирование отложенной доставки уменьшилось до 40 минут, срочной — до 1–2 минут, что разгрузило логистов;
  • количество заказов на одного курьера увеличилось с 20 до 27 в день для отложенных заказов и с 10,8 до 14,8 для срочных, что помогло справиться с нехваткой сотрудников;

  • оптимизация маршрутов сократила расходы на 300 тысяч рублей в месяц, переход курьеров на мобильное приложение — ещё на 450 тысяч рублей, что позволило направить средства на улучшение условий труда.

Автоматическая маршрутизация исключила аврал в работе логистов и сделала нагрузку курьеров более равномерной.

При десятикратном росте числа заказов компания смогла сохранить эффективность без пропорционального увеличения штата, получив значительную экономию на операционных расходах.

Выводы 

Примеры внедрения показывают, что автоматизация маршрутов на последней миле приносит результаты, измеримые в конкретных показателях: экономии времени на планирование, увеличении загрузки ресурсов, сокращении затрат и повышении управляемости процессов.

Это не просто способ устранить текущие «узкие места», а подход, который помогает компании адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Маршрутизация перестаёт быть вспомогательной функцией и становится стратегическим инструментом, влияющим на способность бизнеса сохранять контроль, справляться с нагрузками и поддерживать уровень сервиса в условиях, когда ресурсы ограничены, а требования растут.

Обсудить в Телеграме
Подписаться
156