СеМАТ Азия — главная азиатская выставка складской автоматизации. И если вы хотите понять, какие технологии придут на российский рынок в ближайшей перспективе — смотрите, что показывают в Шанхае.
В конце концов, именно азиатские (и, в частности, китайские) производители сейчас — одни из главных поставщиков складского оборудования в Россию.
Здесь можно увидеть производителей, интеграторов, разработчиков софта и их клиентов из логистики, e-commerce и не только. Участвуют китайские, японские, корейские, европейские и американские игроки, так что CeMAT Asia даёт полную картину развития технологий в регионе.
Мы прошлись по ключевым стендам и теперь делимся, чем запомнилась выставка 2025 года.
Голыми техническими характеристиками теперь никого не удивишь.
Ещё год назад экспоненты вешали на стенды плакаты: «Робот едет 4,5 метра в секунду!». Но на вопрос «а где вы это используете?» получали: «на стенде едем, а в продакшене вроде и не надо». В лучшем случае рядом висела «стена тщеславия» с логотипами клиентов, но без понимания: что именно внедрено, в каком процессе и с каким результатом.
Теперь подход другой. Производители показали не роботов, а законченные решения — технологические участки «под ключ». Можно увидеть, как разгружается фура, как укладываются короба в паллеты, как работает станция комплектации или как товар отгружается на линию.
Демонстрируются не возможности отдельных машин, а производительность всей сцепки оборудования, включая взаимодействие между разными типами роботов. Этот сдвиг произошёл буквально за год.
Вендоры поняли главное: клиенту не важна скорость езды или модель робота — ему важно, чтобы 10 000 заказов уехали со склада вовремя. И разговор теперь строится иначе: не «вот наш робот», а «вот как мы решаем вашу задачу».
2025 год приятно удивил количеством прототипов на стендах. Высотные решения для многоярусных складов, системы автоматического пикинга, роботы для взаимодействия со средой — производители массово экспериментируют с новыми нишами.
Что конкретно показывали:
Да, такие прототипы дороги и часто сомнительны с точки зрения окупаемости. Система выгрузки контейнера от одного известного вендора стоит 450 тыс. евро (подорожала на 50 тыс. за год). За эти деньги проще поставить человека — при стоимости труда в Китае 4-6 долларов в час робот будет окупаться вечность.
Сами вендоры признаются: пока единственная ниша, где их решение для разгрузки работает — это фарма. Качественные коробки, стандартные размеры, хорошая маржинальность бизнеса и большие потоки.
Но сам факт появления множества прототипов — признак здоровья отрасли. Если компаниям было бы комфортно в своих нишах, они бы продолжали делать одно и то же. Но мы видим инвестиции в R&D, а значит, в классических сегментах стало тесно от конкуренции.
Для клиентов это отличные новости: классические, опробованные решения будут дешеветь с каждым годом, а выбор технологий — расширяться.
Системы G2P (Goods-to-Person – когда товар подвозится к человеку) постепенно вытесняются G2R (Goods-to-Robot – товар передается роботу). Это следующий логический этап развития складской автоматизации.
Для понимания разницы: в Яндекс. Лавке человек сам тянется к нужному коробу и отбирает его со стеллажа, который ему подвозит AMR (автономный мобильный робот) – это G2P. Человек всё ещё делает финальную операцию отбора.
На выставке показали следующий этап: AMR подъезжает к станции, где вместо человека стоит промышленный манипулятор или коллаборативный робот. Робот сам отбирает нужное количество товара из донорской тары и перекладывает в целевую. Человек максимум наблюдает за процессом — вероятно, самая спокойная работа на складе.
Год назад китайские вендоры на вопросы о роботизированном пикинге отвечали: «Зачем? При невысокой стоимости рабочей силы человек на станции работает лучше робота. У него 100% точность, завтра он не нужен — можно не выводить на работу. Зачем инвестировать в автоматизацию?».
Сейчас подход изменился. Во-первых, появились ниши, где G2R даёт явные преимущества — та же фарма с её требованиями к стерильности и точности. Во-вторых, вендоры научились считать не стоимость замены одного человека, а эффективность всего процесса. G2R позволяет работать 24/7 без перерывов, с предсказуемой производительностью и качеством.
Интересно, что производители показывают эти решения не как отдельные модули («вот робот-пикировщик»), а как интегрированные системы. На стенде можно увидеть полный цикл: привоз товара, отбор, упаковку — с конкретными брендами оборудования и примерами интеграции.
Правда, при детальных расспросах выясняется, что большинство решений пока на стадии первых тестов и пилотов, их пока не продают, только собирают обратную связь.
Тем не менее, направление понятное: автоматизация движется от помощи человеку к его полной замене в рутинных операциях. И судя по количеству G2R-решений на выставке, через пару лет это станет новым стандартом для определённых типов складов.
Похоже, рынок автоматизации взрослеет. Компании перестают продавать «железо» и начинают думать в терминах архитектуры процессов, юнит-экономики и встраиваемости решений.
Это не про новые технологии как таковые, а про новую управленческую оптику — когда робот рассматривается как часть системы, а не как товар. Параллельно мы видим накопление проектной экспертизы.
Это признак того, что отрасль готова к следующему витку — не просто автоматизировать склады, а проектировать их с нуля под машинную работу. Не копировать человека, а устранять необходимость в нём там, где это оправдано.
И, возможно, главное: выставка показывает, что дальнейшее развитие логистики будет зависеть не столько от скорости роботов, сколько от способности заказчиков и интеграторов мыслить процессами — и брать на себя риски трансформации.