В марте 2025 года консалтинговая компания КСЛ в рамках подготовки к ReIndustry Expo провела исследование, в котором приняли участие 558 представителей промышленных, производственных и торговых компаний. Мы хотели понять, как бизнес меняет стратегию в условиях неопределённости и ограниченных ресурсов.
Ранее мы показали распределение ответов по ключевым вопросам исследования. Теперь представляем неочевидные аналитические выводы по этим данным.
Отдельная благодарность за помощь в этом деле — Виктору Коданеву, директору по образованию и консалтингу Bidzaar, который занимался обработкой данных, аналитикой и подготовкой итогового отчёта.
Первый вывод, о котором поговорим сегодня, касается фундаментального сдвига в стратегиях развития российского бизнеса. Если сравнить долю компаний, выбравших те или иные инвестиционные направления, с показателями прошлого года, можно увидеть, как меняются приоритеты.
Вот как выглядят относительные изменения, рассчитанные на основе базы 2024 года:
Инвестиции компаний в проекты по развитию в 2024-2025 гг.:
Российский бизнес переключается с экстенсивного пути развития на интенсивный. Вместо наращивания объемов за счет новых площадей и оборудования компании выбирают оптимизацию существующих ресурсов.
Мы попросили экспертов прокомментировать этот тренд.
«Бизнес пересматривает стратегию развития в сторону выживания. Расширение мощностей требует ресурсов — денег, площадей, людей, материалов. Сегодня их либо нет, либо они обходятся слишком дорого. Свободных складов нет, персонала не хватает, а стоимость запуска новых процессов резко выросла.
Даже если проект выглядит привлекательным, ему сложно пройти фильтр по окупаемости. Чтобы получить инвестиции, нужно уложиться в горизонт 2–3 лет, а это сегодня редкость. Высокая ставка отбивает желание инвестировать в долгую, и любые вложения приходится финансировать из текущих операционных эффектов.
Параллельно растёт инфляционное давление: дорожают материалы, растут зарплаты, а рынок не готов это принимать в цене конечного продукта. Возникает эффект «ножниц»: затраты растут, платёжеспособность снижается.
В таких условиях оптимизация становится не выбором, а единственным способом удержаться на плаву. Это подтверждают все компании, с которыми мы работаем: повестка сместилась внутрь — к повышению эффективности собственных процессов.
Особенно это заметно в логистике. Здесь два главных вектора — производительность и устойчивость. Почти 90% клиентов, с которыми мы взаимодействуем, прямо говорят: логистика может стать причиной падения продаж. Если она не справляется, теряет вся компания.
Поэтому, когда речь заходит об автоматизации или роботизации, вопрос уже не в окупаемости, а в способности выдерживать нагрузку. Один из клиентов сформулировал это так: "Через пять лет у нас просто не будет людей. Мы не сможем найти их ни за какие деньги".
И это не гипотеза. Такие сценарии уже реализуются в Европе — полностью роботизированные склады возникают не из-за технологического энтузиазма, а из-за невозможности нанять персонал.
При этом модель финансирования тоже изменилась. Если раньше бизнес-кейс проходил через инвесткомитет, сегодня действует другой принцип: "Хочешь что-то поменять — делай это за счёт внутренних резервов".
Я сам был в таких ситуациях и в 2008-м, и в 2014-м. Тогда, как и сейчас, внутри крупных компаний говорили: денег нет, делайте всё из своего бюджета. Поэтому сначала приходится оптимизировать затраты, на этом сформировать задел, и уже потом запускать изменения».
«2024 год стал водоразделом для логистической отрасли в России. Те, кто еще вчера полагался на дешевую рабочую силу и интуитивное развитие складской инфраструктуры, сегодня сталкиваются с дефицитом персонала, увеличением расходов и растущим давлением со стороны технологических лидеров.
На этом фоне роботизация логистики больше не воспринимается как «опция» — это вопрос будущей конкурентоспособности.
На примере опыта индустрии и лидеров рынка, в том числе разработчиков интеллектуальной робототехники, становится очевидно, что бизнес уходит от экстенсивного пути развития к интенсивному, что, в свою очередь, требует повышения зрелости процессов и переборки операционных моделей.
Парадоксально, но основным стоп-фактором автоматизации в логистике оказалось не отсутствие технологий как таковых. Роботы, манипуляторы, тележки — все это уже есть на рынке.
Проблема в другом: никто не знает, как правильно с этим работать. Нет ни одной компании, которая могла бы предложить легитимную и проверенную «дорожную карту» роботизации.
Вендоры поставляют железо, но не экспертизу, а консультанты предлагают цифровые решения без наработанной методологии внедрений. Поэтому развитие отрасли требует не просто инвестиций — оно требует экспериментов, методического накопления знаний и создания гибкой экосистемы для масштабируемых решений».
Данные исследования и комментарии экспертов указывают, что переход от экстенсивного к интенсивному развитию — это долгосрочный тренд, который определит конкурентоспособность компаний на годы вперед.
Те, кто первыми освоят эту модель и научатся извлекать максимум из существующих ресурсов, получат серьезное преимущество. Остальным придется догонять в условиях растущей стоимости ресурсов и сужающегося окна возможностей.